Традиционный февральский вечер встречи – это волнующий и долгожданный момент. На него собираются бывшие выпускники школ, чтобы хоть на мгновенье вернуться в удивительный мир детства и юности, любви и надежд.
Накануне этого праздника мы попросили поделиться своими воспоминаниями бывшую учительницу биологии и химии, завуча школы №7, ныне школа №1, Клавдию Алексеевну Дмитриеву. Ведь именно она 45 лет назад вместе с Алексеем Кузьмичом Голубевым, директором школы, создавала ученический и педагогический коллектив единомышленников, который славился своей сплоченностью, взаимопониманием, а также победами в различных соревнованиях.
Школа № 1 (бывшая № 7) вступила в строй 23 июня 1965 года. Это было самое большое учебное заведение в районе на 960 мест. 1 сентября за парты сели 830 учеников, из них – 9 выпускных классов (это был учебный год, когда одновременно 10-е и 11-е классы считались выпускными).
Лучшие учителя пришли работать в школу №7. Клавдия Алексеевна была назначена основным завучем. Не просто было ей решиться на этот ответственный шаг. Однако поддержка мужа, опыт работы завучем в школе Печорского района позволили ей поверить в свои силы. Завучем по начальным классам была назначена Семенова А.К., по воспитательной работе, трудовому обучению – Шустова Т.П., Цветков Ф.А. По словам Клавдии Алексеевны, завучи менялись, но осталось неизменно хорошее впечатление от работы Маркиной М.Я., Тарасовой Н.А., Майзелье Р.Т. Такие же воспоминания оставили у завуча школы учителя: Дорожинская Т.А., Тимофеева З.М., Менинг Н.И., Панфилова О.В., Мурашова А.А. Именно они были кумирами у учеников.
Главными помощниками администрации школы во всех учебных и внешкольных делах были старший пионервожатый Михаил Викторович Ананьев (его назначение было настоящей находкой для школы, его опыт работы ценили в районе и области), организаторы внеклассной работы Шустова Т.В., позднее – Тарасова Н.А.
Клавдия Алексеевна считает, что в сплочении коллектива решающую роль сыграла организация учителей и учащихся для подготовки к открытым внеклассным мероприятиям, к проведению фестивалей. Ежегодный фестиваль искусств – смотр талантов, в котором школа №7 лидировала. Поражает воображение хор из 300 учеников, исполняющий слаженно, едино песни. Добиться этого было задачей педагогического коллектива. Да, общее дело объединяет. Может, кому - то и не хотелось петь, но честь школы обязаны были защищать все. Верно, удачно взятая нота, эмоционально затрагивающая ребят, помогала учителям объединиться с ними в общем интересе.
Школа лидировала не только по организации внеклассных мероприятий, но и по учёбе. Много лет подряд занимала первые места в разных соревнованиях, а работа по профориентации была обобщена в районе и области.
Клавдия Алексеевна руководила методической работой в школе, и её опыт был обобщён, методический кабинет занимал призовые места в соревнованиях. Самый интересный период для Клавдии Алексеевны в преподавании был связан с работой по научной организации труда. Это было совершенно незнакомое направление в деятельности школы, поэтому Клавдия Алексеевна сразу создала коллектив из учителей и старшеклассников, которые учились сами и учили друг друга тому, как планировать свою работу, как учиться с меньшими затратами времени, как готовить домашнее задание на «отлично», как заниматься общественной работой.
Думается, Клавдия Алексеевна умела заражать окружающих своей энергией, деловитостью, жизнелюбием, целеустремленностью, поэтому работа была результативной. Среди старшеклассников активно принимали участие в организации работы Подгорбунских Люда, Ильина Наташа, Шашкова Света, Яковлева Люда, Абрамова Люда, Иванова Валя и другие. («Простите, ребята, если кого-то не назвала,» - говорит учитель). «Коллеги, ученики - моя опора, а без них я не смогла бы сделать школу главной в районе по научной организации труда»,- считает Клавдия Алексеевна. Она выступала на областных семинарах в институте усовершенствования учителей по теме: « Методика анализа урока». Пожалуй, главнее звания, чем учитель, нет на земле. С особой любовью и признательностью вспоминает Клавдия Алексеевна свою учительницу химии Ольгу Васильевну Панфилову.
Она пришла в 10 класс в далеком 1946 году. Все ученики полюбили ее за знания, которые она сумела вложить в них, за ее доброту и внимание к каждому. Эти качества сохранились в ней и приумножились. И до сих пор, обращаясь к своей ученице, Ольга Васильевна говорит: «Клавочка ты моя». Заботой и вниманием она окружает родных и близких.
Любовь к учителю и предмету помогли Клавдии Алексеевне выбрать профессию. Л.А. Васильева, учитель биологии школы №1, рассказала: «Дмитриева Клавдия Алексеевна – человек очень требовательный как к себе, так и к окружающим. Не помню случая, чтобы она была плохо подготовлена к уроку общей биологии, которую вела в нашем 10 б (выпуск 1968 года). Подтянутая, собранная, строгая внешне, она безукоризненно вела уроки: научно, логично, четко и всегда очень интересно. Такого же отношения к предмету она требовала и от нас, ее учеников. Честно скажу, не всегда мы были хорошо подготовлены к уроку, и тогда бывало стыдно под взглядом нашей любимой учительницы. Из нашего класса трое выбрали профессию, связанную с биологией. Успешно поступили в вузы, хорошо учились, мы до сих пор работаем по специальности. А мне посчастливилось сменить Клавдию Алексеевну, когда она ушла на заслуженный отдых. И сколько бы лет ни прошло, я всегда буду помнить, что планку высокого качества в преподавании биологии в школе № 1, созданную ее первыми учителями, я не имею право уронить».
Клавдия Алексеевна гордится такой заменой. Можно сказать, что в течение десятилетий формировался образ учителя биологии и химии, потому что из поколения в поколение передавались преданность делу, знания, опыт. Цветкова Вика, ученица 9 а класса, ценит Людмилу Алексеевну, которая помогает приобрести над изучаемым материалом власть, которая так ощутимо двигает вперед, учит видеть и понимать мир, отлично справляться с заданиями и побеждать на районных и областных научно-практических конференциях и олимпиадах. ( Вика – победитель областной олимпиады по биологии в январе 2010 г.). По мнению ученицы, ребята ценят своего учителя «за справедливость как в отношении оценок, так и наказания», за милосердие. То же самое могла бы сказать Людмила Алексеевна о Клавдии Алексеевне, а Клавдия Алексеевна об Ольге Васильевне, их объединяет общность подхода к делу на уроке и вне урока. Наргис Аббасова (выпуск 1984 г.) уверена, что становление личности происходило под большим влиянием таких учителей, как Клавдия Алексеевна: «Ведь от общения с ними мы брали то, чего нет в школьных программах: умение полностью отдавать себя любимому делу, сопереживать людям, общаться, веселиться и грустить.
Отчаянная самоотдача, требовательность и принципиальность – вот главное в личности любимого учителя биологии». Клавдия Алексеевна напутствует нынешних выпускников: «Желаю здоровья, берегите его, пока оно есть; желаю вам успешно закончить 11 класс, правильно оценить свои возможности, чтобы продолжить дальнейшую учебу по избранной специальности. Не бойтесь тяжелой задачи, а бойтесь легкой удачи».
Школу, которую любим, олицетворяют собой учителя. Выпускники, не забывайте своих учителей!
Лукина Алина, ученица средней школы №1 |