Минимальное количество баллов
При оценке результатов государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ устанавливается минимальное количество тестовых баллов по каждому образовательному предмету, подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) образования в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Минимальное количество тестовых баллов по каждому образовательному предмету устанавливается распоряжением Рособрнадзора после проведения каждого конкретного экзамена с учетом:
- статистических данных по результатам экзамена данного года по стране в целом и по отдельным регионам, результатов прошлого года для обеспечения сравнимости результатов по годам;
- требований к уровню общеобразовательной подготовки выпускников средней школы, сформулированных в образовательных стандартах 2004 года;
- особенностей организации учебного процесса по данному общеобразовательному предмету (число часов на его изучение для различных групп экзаменуемых);
- экспертных суждений специалистов по отдельным общеобразовательным предметам и специалистов в области педагогических измерений.
Минимальные баллы 2009 - 2015
Предмет | Минимальное количество баллов |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
2009 | 2010 | 2011 | 2012-2013 | 2014 | 2015 | |
Обществознание |
39
|
39
|
39
|
39 |
42
|
|
Русский язык |
37
|
36
|
36
|
36
|
36 |
24
|
Информатика и ИКТ |
36
|
41
|
40
|
40 |
40
|
|
Биология |
35
|
36
|
36
|
36 |
36
|
|
География |
34
|
35
|
35
|
37 |
37
|
|
Химия |
33
|
33
|
32
|
36 |
36
|
|
Физика |
32
|
34
|
33
|
36 |
36
|
|
Литература |
30
|
29
|
32
|
32 |
32
|
|
История |
30
|
31
|
30
|
32 |
32
|
|
Математика |
21
|
21
|
24
|
24
|
24 |
27
|
Английский язык |
20
|
20
|
20
|
20 |
22
|
|
Немецкий язык |
20
|
20
|
20
|
20 |
22
|
|
Французский язык |
20
|
20
|
20
|
20 |
22
|
|
Испанский язык |
20
|
20
|
20
|
20 |
22
|
Шкалирование
Для объективной оценки уровня выполненной работы каждого участника ЕГЭ, по сравнению с другими участниками экзамена, применяется специальная методика шкалирования результатов ЕГЭ.
Она разработана ведущими отечественными специалистами в области педагогических измерений на основе признанных международных тестологических моделей.
В чем же суть процедуры шкалирования?
При проведении ЕГЭ в экзамене участвует множество выпускников из разных образовательных учреждений. Они имеют разный уровень подготовки и выполняют различные варианты КИМ. В связи с этим встает вопрос, как объективно оценить и, самое главное, сравнить уровень их подготовленности, ведь все выпускники имеют равные права при сдаче выпускных экзаменов и при поступлении в вуз или ссуз?
В перечне терминов ЕГЭ существуют понятия «первичный балл» и «тестовый балл».
Шкалирование — это процедура перевода первичных баллов в тестовые, процесс формирования правил начисления тестовых баллов по результатам проведения экзаменов на основе статистических данных.
В методике шкалирования результатов ЕГЭ, используемой в 2014 г., реализуется поэтапное установление соответствия тестовых и первичных баллов для каждого учебного предмета, по которому проводится ЕГЭ.
I этап
Сначала в диапазоне первичных баллов от нуля до максимального первичного балла ПБmax для каждого учебного предмета ЕГЭ выбираются два значения первичных баллов: ПБ1 и ПБ2, разделяющие группы участников с различным уровнем подготовки по данному предмету.
Величина ПБ1 выбирается как наименьший первичный балл, получение которого свидетельствует об усвоении участником экзамена основных понятий и методов по соответствующему учебному предмету. Он определяется на основе анализа статистики результатов экзамена по данному учебному предмету. Экспертиза осуществляется с учетом уровня сложности каждого задания и значимости проверяемого им содержания, умения, навыка, способа деятельности в контексте учебного предмета. При этом требования к значению ПБ1 должны соответствовать требованиям, которые использовались при определении ПБ1 прошлого года (для обеспечения эквивалентности шкал двух лет).
Величина ПБ2 определяется как наименьший первичный балл, получение которого свидетельствует о высоком уровне подготовки участника экзамена, а именно, о наличии системных знаний, овладении комплексными умениями, способности выполнять творческие задания по соответствующему учебному предмету.
Если спецификация экзаменационного варианта не изменилась по сравнению с прошлым годом, то ПБ1 и ПБ2 также остаются неизменными. Если же структура экзаменационной работы или сложность заданий контрольных измерительных материалов поменялись, то в текущем году устанавливаются новые значения ПБ1 и ПБ2 с учетом имеющихся изменений.
II этап
Первичным баллам ПБ1 и ПБ2 ставятся в соответствие тестовые баллы ТБ1 и ТБ2 по каждому учебному предмету.
Для всех предметов в качестве величин ТБ1 выбираются минимальные тестовые баллы ЕГЭ 2014 г., установленные распоряжениями Рособрнадзора.
III этап
По каждому учебному предмету определяется соответствие между первичным баллом и тестовым баллом на основе следующей процедуры. Первичному баллу 0 ставится в соответствие тестовый балл 0, а максимальному первичному баллу ПБmax ставится в соответствие тестовый балл 100. Все промежуточные первичные баллы между 0, ПБ1, ПБ2 и ПБmax переводятся в тестовые, пропорционально распределенные между соответствующими значениями тестовых баллов: 0, ТБ1, ТБ2 и 100. На рисунке 1 представлена получаемая зависимость.
Рис. 1. Соответствие между тестовыми и первичными баллами
Если промежуточные первичные баллы соответствуют дробным значениям тестовых, то производится округление тестового балла до ближайшего большего целого числа.
Указанная процедура позволяет согласовывать тестовые баллы одинаково подготовленных участников экзамена и обеспечивает сравнительную сопоставимость результатов экзамена по годам.