Сергей Довлатов (1941 -1990) русский писатель, сложившийся в Ленинграде в 60-70- е годы и реализовавшийся как художник в Нью-Йорке в 80-е годы 20 века. О прозе Довлатова написано немало статей и книг, одна из самых известных – монография И.Сухих «Сергей Довлатов: время, место, судьба». Прозе Сергея Довлатова, по мнению исследователей его творчества, характерны логичность, простота, безыскусность, выверенность тона, мягкая ирония, краткость. Каждый читатель прозы Довлатова обращает внимание на простой язык, живой диалог, доверительный тон. Нет исследователя, который не обратил бы внимание на язык произведений Довлатова, бережное отношение писателя к слову. В произведениях Довлатова, по словам Анастасьева, «неожиданны не слова, а их расположение и контекст». Поэтому так запоминаются сравнения в прозе этого писателя. И.Каргашин (статья «Освобожденное слово») так оценивает это художественное средство изобразительности в тексте: «Поразительны, в частности, ярчайшие довлатовские сравнения, которые по своей завершенности, по силе изобразительного начала и «неутилитарности» (самоценности!) становятся, по существу, самостоятельными произведениями искусства». Цель данной работы: выявить структуру и функции сравнений в повести С.Довлатова «Заповедник» Выявили 48 сравнений в повести Довлатова «Заповедник»
Функции сравнения в повести С.Довлатова «Заповедник»:
1.Давая слову другое название (чаще всего метафорическое), сравнение формирует образ, поэтизирует его, раскрывая свойства и признаки, характерные для него в данной обстановке, через признаки объекта сравнения.
2.Сравнения уподобления указывают на связь героев повести с реальными лицами (или наоборот: реальные лица уподобляются героям повести), что совмещает реальный план с вымышленным, является средством типизации образа, художественным средством реалистического изображения.
3. Сравнения в эпическом тексте является, наряду с другими, композиционным средством, формирующим образный контекст. Части сравнения корреспондируют с предшествующим и последующим контекстом и, таким образом, находятся в центре сложного смыслового и структурного целого, являются его композиционным и образно-тематическим стержнем. Цепь сравнений к одному герою, например, автору повествования или Михаилу Ивановичу, в сочетании с другими средствами изобразительности в контексте всей повести создают контрпункт образа, по которому можно судить о характере героя, о его противоречивости, а также о позиции автора. |