В 1847 году правительствующий сенат издал указ «Об устройстве города Острова Псковской губернии». В котором указано, что никакое частное, ни общественное строение не может быть возведено вновь, ни старое исправлено без ведома Комитета о замощении улиц, который специально создали.
И на нужды города выделено было 30 тысяч рублей. После выполнения плана 1778 город было не узнать, это отмечали многие.
Много памятников архитектуры не сохранилось с тех пор. Не дошло до нас значительное число каменных домов, особенно в центре.
Очень сильно пострадал Остров во время Великой Отечественной войны, тогда было разрушено 60 процентов всех зданий.
Но все же, если сравнить план города сегодня со старым надо сказать, что при новой застройке города учитывался план старого города.
Поэтому, хоть и сохранилось не так много как хотелось памятников архитектуры, планировка центра города практически не изменилась. И хотя, улицы называются уже по другому, мы можем прогуливаясь по улицам, представлять себя в 19 веке.
И мы думаем, что неслучайно в нашем городе сейчас каждое лето работают съемочные группы.
Правда, иногда, наш город выступает в роли города, разрушенного войной.
К сожалению, такие места у нас то же есть, так например, задний фасад бывшего реального училища, склады и другие старинные здание, которые требуют восстановления.
облик мостов с 1853 года
Во время строительства мостов проверяли качество железа употребляемого для строительства. Если все выбранные из партий звенья выдерживали испытания, только тогда партия признавалась пригодной для использования.
Мост состоит из двух отдельных пролетов, длина каждого из них превышает 98 метров. Вся высота сплошной части опор около 7 метров, а высота столбов, поддерживающих цепи, почти 10 метров. Опоры изготовлены из отборной плиты и облицованы булыжным камнем . Три нижних и три верхних ряда столбов сделаны из гранита. Ширина мостового пролета между перилами 6,4 метра. Цепные висячие мосты весьма чувствительны к колебаниям. В 1853 году было разработано особое «Положение о движении по цепным островским через рукава реки Великой мостам. В нем в частности говорилось, что «во избежание скопления экипажей и народа, проезжающим и проходящим запрещается останавливаться на мостах… езда по мостам в экипажах разрешается только шагом… Пехота по мостам должна была обязательно идти не в ногу, а кавалерия шагом справа по три».
В 1926 году проезжая деревянная часть мостов и фермы жесткости были заменена на металлические, что увеличило несущую способность и долговечность мостов. После ремонта с 1929 г. мост начал именоваться «Мостом во имя Парижской Коммуны». В 1944 году во время освобождения один из пролетов моста был взорван, но к 1 мая 1945 года восстановлен. Покрытие мостов регулярно обновляется, в настоящее время оно деревянное и мост используется только пешеходами.
Островские висячие мосты – это единственные транспортные мосты сер. Х1Х века сохранившиеся не только на территории Российской Федерации.
Всего в мире висячих мостов подобного типа только три.
Островский вальс
Город древний, город славный
На Великой, на реке,
Где старинный православный
Храм стоит на островке,
Где на дне реки пороги-
Камни башен крепостных:
Письмена историй многих
Волны считывают с них.
А по городу цветет-кипит сирень,
Вдоль всех улиц яблоневый цвет.
Зажигает утро здесь свой новый день
Взглядом солнца в купольный отсвет.
Отрывок из стихотворения Николая Максимчука (Островского поэта) |